4 сентября 2018 г.

Метод уборки Мари Кондо.



Сегодня расскажу о еще одной системе уборки дома и организации пространства в нем. Я узнала о ней около года назад. И даже многое опробовала). Система очень простая, без всякой замысловатой атрибутики (контрольные листы, таймер). Ее автор - Мари Кондо, милая хрупкая девушка из Японии. Так случилось, что с самого детства ее увлекала …уборка, поиск идеального складывания вещей, их упорядочивание и организация. Родители ожидали увидеть ее идеальной домохозяйкой…но она заработала миллионы. На чем же? На своем любимом занятии – уборке. Метод КонМари (ее ник) известен по всему миру. Он по-японски лаконичен и эффективен одновременно.

Мари взглянула на уборку по-новому, уже сложившиеся стереотипы совершенно ей не помешали. 
В методе всего два этапа: 
  1. Победить захламленность, избавится от мусора . 
  2. Организовать свое пространство.                                                    
Вроде всё, как и в других системах, ничего нового.  Но нет! Мари решает эти этапы по-своему. Она не только автор книги и метода, но и большой практик, ее основная работа - консультирование людей, которые убирают, но эффекта не видят. Уборка стала смыслом ее жизни.

Мари утверждает, что ее метод преображает не только дом, но и самого человека. Вроде бы что сложного в наведении порядка. Достаточно простой механический акт: переложили, сгруппировали, выкинули. Но… большинство людей с этим справляется плохо и неэффективно. И всё возвращается на свои круги.  Корень проблемы в нашем мышлении.

Метод КонМари – это не набор правил сортировки, упорядочивания и хранения. Это мысленный настрой в первую очередь. Беспорядок в комнате – беспорядок в голове. Уборка – это инструмент, а не конечный путь назначения.
Наводя порядок в доме, вы наводите порядок и в жизни.

Чтобы следовать этому методу  - надо обязательно прочитать книгу. Но ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ я перечислю:
  • Мари считает ошибочными такие представления, как уборка по зонам, уборка покомнатно, уборка понемногу и постепенно каждый день, продвижение маленькими шажками (чуть-чуть убрали, чуть-чуть выкинули…) Просто камень в огород флайледи! «Убирайте понемногу – и будете убирать вечно!» 
  • Мина-ловушка в том, что люди состредоточены на слове «хранение». И уборка сводится к поиску оригинальных (лучших, удобных…) способов хранения. Можно иметь хоть тысячи ящичков, полочек, разделителей, коробочек, но комната по-прежнему будет казаться захламленной. Эффективная уборка – это не распихивание вещей.
  • Нет смысла искать свой особенный метод уборки, 90% людей принадлежат к категории «не могу выбросить и не умею класть на место»


А как же тогда? А вот так:

  1. Уборка должна давать видимые результаты. Цель – совершенство. «Уборка – это особенное событие, которое происходит раз в жизни». Раз и навсегда! Уборка должна сократится до очень простой задачи по убиранию вещей на те места, где им надлежит быть. Секрет успеха – убрать все за один раз, настолько быстро и полностью, насколько возможно, а начать следует с избавления от ненужного. 
  2. Убираем по категориям. Почему так? В век потребления у нас слишком много вещей, и хранятся они обычно разрозненно, зачастую мы даже не помним, что и где у нас есть. Однотипные предметы можно найти в разных комнатах. Большинство людей не утруждают себя хранением сходных предметов в одном месте. И соответственно уборка по зонам не даст должного эффекта.
  3. Важны всего два действия: избавиться от ненужного и определить, где хранить нужное. 
  4. Прежде чем начать, воочию представьте себе конечную цель.
ЭТАП ПЕРВЫЙ. ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ ЛИШНИХ ВЕЩЕЙ.

      Правило: Следует выбирать не то, что мы хотим выкинуть, а то, что хотим оставить. 

Принцип отбора: вызывает ли эта вещь радость? 
Просто брать каждый предмет в руки и задавать этот, казалось бы, сентиментальный вопрос, прислушиваться к своим ощущениям. По мнению Мари, это единственный критерий правильного выбора. Недостаточно открыть шкаф с одеждой, просмотреть его «по диагонали», и решить, что все эти сокровища достойны восхищения. Каждую вещь в руки – и для каждой вопрос. Вызывает радость – оставляем, нет – выбрасываем. Со стороны ситуация может показаться странной, но только это позволит остаться в доме вещам, которые будут делать вас счастливыми и радовать. Своего рода перезагрузка жизни и выбор нового стиля бытия.
ВАЖНО:
Одна категория за один раз.
Мари выделяет такие категории и разбирать их надо именно в таком порядке:

Надо собрать все вещи одной категории вместе. Именно это даст возможность понять сколько однотипных вещей у вас есть.
«Большинство людей испытывают шок уже при виде самого объема груды вещей, который нередко по меньшей мере вдвое превышает то количество, которое они себе представляли. Кроме того, собирая вещи в одном месте, вы можете сравнить предметы, похожие по дизайну, в результате вам становится легче решить, хотите ли вы их сохранить. Есть и еще одна веская причина для того, чтобы вытащить все предметы одной категории из ящиков, шкафов и комодов и разложить их вместе. Вещи, хранящиеся не на виду, – это спящие вещи. Из-за этого гораздо труднее решить, вызывают они у вас радость или нет. Выставив их на свет дня и, так сказать, оживив, вы обнаружите, что вам стало на удивление легко определить, трогают ли они ваше сердце.»
Не допускайте участия родных. 
Они могут начать «спасать» вещи и уговаривать оставить. (Вот уж точно правда, когда моя дочь разбирает СВОЙ шкаф, я вечно возмущаюсь, зачем такую хорошую вещь выбрасывать, может еще удастся ее хоть как-нибудь поносить.😆) Уборка – это диалог с самим собой. Только Вы сможете привести в порядок то, чем владеете, включая свою жизнь.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Разбираем одежду по методу КонМари:

Находим, приносим и собираем всю в одном месте. Делим на подкатегории.

  • топы(рубашки, свитеры, толстовки…)
  • низ (юбки, брюки..)
  • одежда, которую надо хранитьт на плечиках (куртки, пиджаки, пальто…)
  • нижнее белье
  • носки
  • сумочки
  • аксессуары (шарфы, пояса, шапки..)
  • специализированная одежда (купальники, форма…)
  • обувь.

Да-да, все эти предметы условная категория - одежда.

Задаем вопрос: хочу ли я видеть эту вещь снова? Ответ «да» - оставляем; «ну, даже не знаю» и «нет» - выкидываем. Обычно остается 1/3 или ¼ от изначального объема.

Разжалование в категорию домашней одежды ЗАПРЕЩЕНО! (Вот я этим грешу, оставляю носить дома…и половину не ношу).

Организуем хранение. 
Есть два метода хранения: один - вешать на плечики, второй -  сворачивать и складывать в ящики. Мари считает, что большую часть вещей надо сворачивать, так они занимают намного меньше места. Более того, сворачивать надо по определенным правилам и хранить вертикально, это еще больше экономит место и без излишнего давления вещи меньше мнутся.  
Сворачиваем так,чтобы предмет, поставленный на ребро, не превышал высоту ящика.

Разбираем книги.

Многим трудно расстаться именно с книгами, даже если они не являются запойными читателями. Сортировать книги, которые стоят на полке трудно, поэтому снимаем их и выкладываем на пол (обязательно!). Если книг очень много, их можно разделить на группы:
  • художественные
  • прикладные (пособия, справочники, рецепты…)
  • иллюстрированные (фотоальбомы, подарочные издания)
  • журналы

Не открывая книгу и не читая ее, определяем, есть ли трепет удовольствия. Должны остаться только те, которым место в «зале славы». Непрочитанные книги тоже убираем –«когда-нибудь» означает «никогда».

Сортировка документов.

Люди очень много уделяют внимания сортировке документов, раскладывают их по папочкам. Папка для рецептов, папка с инструкциями, папка со счетами…
Выбросите всё! Это основной принцип Мари Кондо. Остается лишь три категории
  • используются в настоящее время и с ними надо разбираться;
  • необходимы в течение ограниченного времени;
  • нужны неограниченно долго.

Для их хранения соответственно понадобятся три вертикальных контейнера – органайзера. Контейнер под грифом «требуют внимания» должен "стараться" быть пустым. 
Те, которые используются нечасто, и мы их просто должны хранить, положить в одну папку, не сортируя. Если что-то надо доставать часто - в отдельные файлы и в папку на кольцах, чтобы получилась книжка.
Главный принцип упорядочивания документов – сокращать их объем.
Совершенно нет необходимости хранить инструкции. Ознакомились и выкидываем. Если что-то понадобится, то в интернете есть информация. Гарантийные талоны сложить, не сортируя в одну папку, они используются редко или никогда.

Разбираем комоно (категория разное).

Комоно в японском означает «мелкие предметы, аксессуары, гаджеты…»

Базовая сортировка такая:
  • сд  и двд;
  • товары для ухода за кожей;
  • косметика;
  • аксессуары;
  • электрические приборы и устройства;
  • домашние запасы (аптечка, моющие средства..);
  • запасы продуктов и кухонная утварь;
  • другое.

Разбираем по тем же правилам, что и другие категории. Иногда с некоторыми из этих вещей трудно расстаться, потому что их подарили. Но…истинное предназначение подарка – быть приятным. Подарок – это в первую очередь передача чувств, а не просто вещь. Если с такого угла на это смотреть , то нет необходимости чувствовать себя виноватым, выбрасывая чей-нибудь подарок. Вы уже получили от него главное – радость.
Без сожаления и сразу выбрасывайте коробки (за исключением тех, в которых можно хранить вещи), шнуры, которые не известно от чего, пробники косметики, бесплатные новинки…

Разбираем вещи, имеющие сентиментальную ценность.

Их надо разбирать в последнюю очередь, и именно их тяжелее всего выбрасывать. Эти вещи имеют прямую связь с нашей жизнью, с ее периодами и с эмоциями . Из-за боязни лишиться воспоминаний – мы не хотим расставаться с этими вещами. Но если подумать, понятно, что это не так, самые драгоценные воспоминания останутся. Будет правильно вынуть все фотографии из альбомов и разглядывать их по одной. Вы удивитесь, как легко Вы поймете, какие надо оставить, а какие –нет. Оставьте только те, которые приносят радость.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЭТАП ВТОРОЙ. КАК ХРАНИТЬ ВЕЩИ ДЛЯ ВОСХИТИТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
  1. У каждой вещи должно быть свое место. После использования всегда возвращайте ее туда. Итог будет удивительным! Вы перестанете покупать больше, чем Вам требуется. И вещи перестанут накапливаться.
  2. Организуя хранение, стремитесь к максимальной простоте. Нет никакого смысла что-то мудрить и выдумывать, если в вашем доме уже нет лишних вещей. Большая часть хитрых «волшебных» методов хранения совершенно непрактичны и служат лишь для того, чтобы потешить дизайнера.
  3. Не устраивайте места хранения по всему дому. Предметы одного типа храните в одном месте и не давайте им расползаться везде. Лучшее место хранения не то, где вещь удобно брать, а то, куда удобно возвращать.
  4. Преимущество отдавайте вертикальному хранению, не складывайте вещи стопками. Это касается книг и журналов, канцелярии и одежды в том числе.
  5. Специальные приспособления большей частью не нужны. Достаточно несколько пластиковых ящиков, корзин. А лучший предмет в этом плане обувная коробка.
  6. Сумки храните одну в другой.

"Настоящая жизнь начинается после того, как вы приведете свой дом в порядок."

Резюме: Есть масса людей, которые не убираются, вообще не заморачиваются на уборке ...и что? И ничего. Никто от неряшливости не умирал вроде. Но вряд ли эти люди оказались бы на этой страничке. А те кто прочитал мою (весьма скромную) статью, возможно, почитает книгу Мари Кондо "Магическая уборка" и поймет, что цель - не уборка, а вещей надо иметь столько, о скольких в состоянии заботиться. Лично мне этот метод ближе, чем вечный драйв летающих домохозяек (об этом тут). Хотя, конечно, без крайностей. Еще можно почитать о других системах: тут и тут.

P.S.:  Из практики Мари - среднее количество вещей, выброшенное одним-единственным человеком, занимает от 20 до 30 45-литровых мусорных мешков. Семья из трех человек расстается с 70 мешками мусора. 

Дочитали? Отлично! Хотите еще и фильм про уборку посмотреть, по мотивам книги Мари? Немножко наивный и сентиментальный, но очень добрый и МОТИВИРУЮЩИЙ). "Жизнь - волнующее волшебство уборки" снят по сценарию Мари Кондо. Нажмите.

А вот видео ролики, как правильно сворачивать вещи.

2 комментария:

  1. Дааа...Затылок почесала. Вот этот пункт Не допускайте участия родных - вообще про меня. Супруг может хранить всё до морковкиного заговенья. Тайком выброшу и внимания не обратит. С книгами у меня порядка в доме никогда не будет. Они везде, где только можно. " сумки старых отнесла весной в библиотеку. Они покупаются, читаются и гуляют по квартире. Я с этим смирилась.
    Есть у меня 2 - 3 вещички из гардероба, которые жалко выбросить. Немного поправилась и они у меня как стимуляторы для придания формы тела нужного размера. Уже приближаюсь. Так что пусть висят. А так много храню в корзинках - коробках. Да, очень удобно.
    Ну интересная статья. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не допускайте родных - и про меня тоже))). У мужа бы выкинула многое). А вот размусоривание дочери для меня стресс, она человек новой формации - и расстается с вещами легко, в моем советском детстве было мало одежды и прочего, до сих пор к вещам отношусь бережно и борюсь с собой, выкидывая одежду. С книгами все решилось само собой. Я много езжу и много читаю, потому была куплена хорошая электронная читалка, мне понравилось, что с собой всегда есть книги (целая библиотека), не надо возить тяжести... в итоге, я перестала читать бумажные. Поэтому в этом плане размусорилась легко, оставила только самые любимые, одну полку. Дочкины книги каждый год обновляю по возрасту, и тоже электронная читалка. Муж у меня аскет и не шопоголик, довольствуется малым. Но тоже за годы жизни накоплено всякое и тоже будет храниться до морковкиного заговенья (классная фраза!))), но пока оно вмещается в его шкаф - смотрю сквозь пальцы)).

      Удалить

Подпишитесь на обновления

Введите Ваш e-mail: