Расстрел, тюрьма и Пиночет…

Продолжу, пожалуй, рубрику «поболтать». Что-то сегодня особенно накатили воспоминания о советском детстве. Почему накатили? А потому что двумя днями ранее мы с мужем легли спать и начали … разговаривать о Нельсоне Манделе (смеяться разрешается))). Слово за слово, разговор докатился до чилийских подростков Орасио Лиры и Альваро Торо Веги, которые были арестованы за участие в антипиночетовской демонстрации. Выяснилось, что практически первое письмо в своей жизни я написала … Пиночету, активно требуя свободу вышеперечисленным товарищам. И да, детьми они мне тогда совсем не казались, скорее напоминали взрослых дядек. Теперь у мужа появилась новая шутка-юмора, не у каждого есть жена с первым опытом в эпистолярном жанре в адрес Пиночета. Подростков, кстати, освободили. Похоже, мне есть чем гордиться.

А еще недавно читала пост Вики Барад «Было весело зимой кататься с горки ледяной»  … и тоже в душе всё колыхнулось. Конечно,  многим, с высоты прожитых лет, детство может показаться совершенно счастливым. И, возможно, спустя некоторое время мой компьютерный , зашоренный соцсетями ребенок скажет тоже самое — не знаю. Только какое-то виртуальное у нее детство, гулять одну стали отпускать только в прошлом году.  А вот мне есть что вспомнить наверняка. Почти абсолютная свобода, никаких гаджетов, да что там — домашнего телефона не было. Родители на работе весь день. Никакого контроля, кроме как вечером. Да, вечер иногда был страшным временем, именно тогда могли наказать, заставить переделывать домашнее задание, тогда становилось явным многое из моих тщетно скрываемых проказ. Иногда ожидание родителей с работы даже вызывало стресс, так удавалось напроказить))). Зато день проходил «на ура». Гуляли до потери пульса, лазили на крышу нашей высотки, ходили туда, куда категорически нельзя было ходить. Сразу вспомнились несколько эпизодов. Дело было было во Владивостоке, город морской, военный. Нас туда сослали служить Родине. И рядом с домом была какая-то войсковая часть. Меня, 6-летнюю, выпустили погулять. Мы с подругой, послонявшись по площадке, пролезли под забором прямо туда…на охраняемую территорию. Сразу за забором был склад (чем-то напоминающий односкатные гаражи) с насыпью с торца под самую крышу. В общем, залезли мы на эту крышу, легли и наблюдали, как внизу туда-сюда ходит часовой с винтовкой. Дальше случилось страшное, совсем подробности не помню, но часовой снял нас с крыши и повел, не выпуская из рук винтовки, вглубь части (на КПП, как сейчас понимаю). На абсолютном серьезе мы решили, что нас ведут расстреливать. Военные фильмы не прошли даром. Я шла без единой слезы, решила умереть, как герой. В итоге, выяснилось, что мама собралась куда-то со мной идти. Побегав по площадке, засекла нас на крыше, долго размахивала руками и кричала, но… не была услышана. Пошла на КПП и попросила снять с крыши и привести к ней этих малолетних»шпионов». Как давно это было, но как вспомню, каждый раз захватывает дух. В детстве всё кажется настолько реальным и масштабным.
Вспоминаю, как родители закрывали меня 6-7-летнюю дома, уходя по делам, а я вылезала на улицу через балкон (Мне повезло с этажом — первый!). А детская почта оперативно передавала: «Лера, шуба! Родители идут!» И я успевала к приходу родителей стоять в комнате с важным видом и пылесосом или тряпкой в руках. Такую девочку можно только похвалить))). И ни разу меня на этих регулярных проделках не поймали. Все время удивляюсь, как мы дружно находили друг друга во дворах, согласованно выходили гулять, не имея телефонов. А если уж выпустили на улицу, самое страшное было попасться на глаза родителям, вдруг загонят домой.
Или вот еще. Владивосток — это сплошные сопки. И как-то мы весёлой детской дошкольной компанией играли на краю обрыва, ничего необычного — там везде обрывы. Рядом лежал огромный отломанный кусок кирпичного бордюра- парапета. Мы его пытались катать, качались на нем. И решили толкнуть вниз, почему-то моими руками. Раскачали его, он предварительно хитрым образом прокатился по мне и …по чистой случайности без меня, в одиночестве упал с огромной высоты на проезжую часть, прямо на крышу стоящего внизу автомобиля. Рассыпался на куски-кирпичи и движение, кажущихся почти игрушечными машин остановилось. Перепугались мы сильно. От испуга сразу решили идти по домам и ничего никому не говорить. Но спустя короткое время в мою квартиру позвонил …милиционер. Оказывается, он ходил по двору и спрашивал, кто такое натворил, а моя «подруга» (Павлик Морозов в платьице) и соучастница сдала меня с потрохами. Как было дальше — не помню, да и меня не посвятили в суть. Дядя милиционер что-то спрашивал, записывал, но виноватым признали водителя, припарковавшегося в неположенном месте, а, может, и какие-нибудь городские службы. А «добрая» мама, уже потерявшая надежду угомонить непоседливое дитё, сказала, что меня посадят в тюрьму. И я поверила со всей детской искренностью. Помню, как весь день сидела и смотрела с испугом в окно на всех входящих в подъезд, форму я не сильно тогда различала, а во Владике половина населения ходила  в форме. В общем, каждая фуражка вводила меня в состояние оцепенения, как бандерлога. Сейчас думаю, слава богу, никто тогда не пострадал… Где-то здесь это было…
Помню, как меня, опять 6-летнюю, выгнали из дома, зимой, прямо с утра))). Я зашла в комнату родителей, что говорила не помню ( а я была вредная), но полагаю, родители вынуждены были сказать что-то вроде: «Раз так, тогда уходи из дома и живи сама!». Из вредности я оделась…и ушла. Родители скорее всего думали, что сейчас примерзну и вернусь восвояси. Не тут-то было, обратно меня, похожую на снеговика, тащили домой за шкирку. До этого момента я успела всем похвастаться, что меня выгнали и я могу делать, что захочу. Например, кататься с горы (там сопки, помните?) как угодно и во всех мыслимых и немыслимых позах. Совершенно не думая о каком-либо бережном отношении к одежде. Что и делала до самого обеда…
До шестого класса включительно я была круглой отличницей, но мне особенно запомнился момент вручения самой первой грамоты — в первом классе. Там было написано «За отличные успехи и примерное поведение». Так вот, когда мне ее вручали на линейке, то завуч сказала, что часть про примерное поведение ко мне не относится. И правда, дневник у меня был красный от замечаний весь. И больше всего на свете я боялась, что меня не примут в октябрята. А мама говорит, что боялась моих родительских собраний и шла туда каждый раз как на аркане.
Где-то в предшкольном возрасте прибилась я несколько раз к девочкам постарше, думаю, лет 8-10 им было. Они меня вечно дурили и обманывали, раз мама даже с ними беседовала. Как-то однажды они позвали меня … дразнить пожилую семейную пару, те частенько пили чай на балконе. Видимо, этот «дразнёж» практиковался неоднократно. Просто стояли на отдалении и орали гадости из серии «дура, писька», матов как-то совсем не было в лексиконе. Ну, и я один раз поучаствовала, и именно в этот раз мужчина был доведен до предела и решил выйти, чтобы изловить поганцев. До сих пор перед глазами мои бегущие со скоростью света ноги и ощущение руки, практически со свистом и почти хватающей меня за капюшон раз за разом. Как самая маленькая, бежала я медленнее остальных, но все равно поймать не удалось. А мне до сих пор стыдно… Детские воспоминания, как пчелиные соты, остались в памяти отдельными, но кучными  фрагментами. Как-то меня спросили, если бы у тебя был такой шебутной ребенок, как ты в детстве, что бы делала — не моргнув глазом ответила — порола бы. Досталось моим родителям))). А мне досталось абсолютно счастливое детство за исключением подобных моментов, за что им спасибо!

А у Вас случались страшные или «стыдные» моменты в детстве?

Домашний блог Валерии Питерской