8 июля 2018 г.

Жизнь в стиле кайдзен.



Здравствуйте, я Вам рада!

Кайдзен - японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Вот при чем тут домашнее хозяйство? Как организовать жизнь в стиле кайдзен для дома и быта? Я увидела в этой философии много вдохновляющего и полезного для себя.

Делюсь:

Практика кайдзен зародилась в Японии. На мой взгляд, японский менталитет послужил основой для нее. Само слово означает «непрерывное совершенствование» (состоит из двух корней: «кай» - перемена, «дзен» - мудрость). Впервые эту концепцию сформулировал Масааки Имаи. Он считает, что она с одинаковым успехом применима и в бизнесе, и в личной жизни человека. Главная идея кайдзен - непрерывное совершенствование процесса.
Чаще всего кайдзен упоминают как философию менеджмента. Самый яркий исторический пример воплощения этой философии – компания Тойота, успешный автомобильный гигант. Применяя эту концепцию, Тойота, а также многие другие японские компании смогли быстро восстановиться и нарастить мощности после окончания Второй Мировой Войны.
В чем же положительный опыт этой философии и что можно почерпнуть для … домашнего хозяйства?
Основа метода Кайдзен состоит из 5 ключевых элементов, «5 S»:
Seiri — аккуратность
Seiton — порядок
Seiso — чистота
Seiketsu — стандартизирование
Shitsuke — дисциплина
Если по-русски, проще говоря, 5 S:
1.    Сортировка.
2.    Систематизация.
3.    Содержание в чистоте.
4.    Стандартизация.
5.    Совершенствование.

Это те принципы, на которых должна строиться идеальная работа. Если вы захотите попробовать применить их в своей жизни, тогда эти 5 пунктов должны занять свое почетное место на самом видном месте).

Итак, давайте займемся организацией быта, размусориванием и уборкой согласно кайдзен. 

1. Сортировка. 

Вы должны сесть, хорошо подумать и составить список того, что хотите улучшить в хозяйстве. Посмотреть, где образовались завалы, что мешает вести хозяйство эффективно. Определитесь, с чего начнете, например, это кухня или гардероб, а может письменный стол или ванная комната. То есть надо определиться с группой вещей, где требуются перемены. И давайте займемся размусориванием и сортировкой вещей. Это чёткое разделение вещей на нужные и ненужные, причём от последних необходимо быстро избавляться. Думается мне, что именно эта философия легла в основу системы Мари Кондо. Сделать это просто. Обязательно разбирайте вещи там, где они хранятся или используются. Если разбираете письменный стол, то сядьте за него, так, как если бы собирались работать, если одежду, то понадобится зеркало, на кухне займите место, там, где готовите… Берите каждую вещь в руки и задавайте себе вопросы:
Нужна ли мне эта вещь?
Как часто я ее использую?
На своем ли месте эта вещь находится?

В итоге должны получиться пять групп (кучек) вещей:



 Отдельно скажу о пятой группе. Эти вещи оптимально было бы выбросить или пристроить куда-то, то есть избавиться от них. Кайдзен и складирование не совместимы! 

Неиспользуемое старье должно покинуть квартиру. Подумайте сами, вот недовязанная кофта лежит уже два года, каждый раз, когда на нее натыкаетесь, появляется мысль - надо обязательно доделать…но воз и ныне там. А вот эти джинсы я надену, когда похудею (потолстею), и лежат они, уже вышедшие из моды, и даже если похудеете, то не факт, что идеально сядут на вас. Лучше потом в подарок себе за труды купите новые. Новая вещь зачастую приятнее старой.  Вот эти книги я почитаю в отпуске, а эта форма для выпечки мне пригодится, когда я начну печь пироги… Продолжать? Задумайтесь, посмотрите правде в глаза…и расстаньтесь с вещами.  Как океан состоит из капель, так и глобальные перемены начинаются с маленьких изменений. 

2.Соблюдение порядка или систематизация.

Во главе угла эргономика - экономное, разумное и комфортное использование пространства. Необходимые вещи (группа 1) надо хранить так, чтобы быстро находить и использовать. Если что-то регулярно оказывается не на своем месте, значит, место не его, брать его оттуда не удобно и возвращать туда тем более. Если предмет удобно возвращать на свое место, то порядок в доме обеспечен.  Те вещи, что реже используются - можно поставить дальше, выше, глубже в шкафах.  Используйте коробки, корзинки, контейнеры. Нет денег для их покупки используйте коробки для обуви (для эстетики обклейте их остатками обоев).

      Группируйте предметы. В этом ящике (корзинке, коробке, контейнере)  - трусы, шарфики в другом, носки и колготки раздельно… Ничего не должно лежать кучами и рассыпаться, если вы решили что-то вытащить из нее.  При раскладывании своих вещей ориентируйтесь, только на себя – Вам ими пользоваться. Документы рассортируйте по разным папкам. Для удобства можно использовать ярлыки, наклейки или просто подписать коробки. Если предметы используются вместе, храните их рядом, например, мясорубка и всевозможные насадки для нее. Вещи других взрослых домочадцев должны быть разложены ими самостоятельно. Если впереди ремонт и покупка новой мебели-продумывайте ее тщательно, вплоть до высоты полочек, чтобы можно было поставить корзинку, например, и сверху не осталось много свободного не используемого места. Мебель должна быть эргономичной и функциональной. Если уже все приобретено, подумайте, как можно оптимизировать, например добавить полки или разделители.








И помните, кайдзен – это не революция и глобальный переворот, это
 постепенные изменения, упорядочивающие вашу жизнь.

 3. Содержание в чистоте.


Спланируйте и регулярно выполняйте основные ежедневные и еженедельные процедуры для поддержания чистоты в квартире. Возможно, появятся ритуалы и это будет хорошо. С утра, например, заправили кровать, помыли раковину, вынесли мусор, загрузили грязную посуду в посудомойку. Подумайте, как минимизировать усилия. Например, долго собирать моющий пылесос, купите дополнительно вертикальный, который можно использовать быстрее и соответственно чаще, а моющий только раз в неделю для более тщательной уборки. Возле письменного стола поставьте корзинку для мусора, так не будет соблазна ненужные бумаги распихивать в стол. У порога постелите коврик, который будет тщательно собирать уличную грязь. Варианты и способы поддержания чистоты каждый вполне может составить сам. Используйте для начала чек-листы и таймеры.

 4. Стандартизация. 

Пришло время превратить все изменения в систему.  Формируем полезные привычки, которые упростят нашу жизнь, и убавят рутины. Просто придерживайтесь созданного графика, и он станет вашим привычным образом жизни. Разработайте стандарты быстрой уборки (см. предыдущий пункт), привлеките домашних к их выполнению и соблюдению. Может, быть это будет график дежурств, может быть, инструкция в помощь. Например, как убрать ванную комнату, конкретно Вашу. И делегируйте мужу, сыну, дочери, закрепите ответственность каждого за один участок работы. Пусть небольшой вклад, но каждый должен вносить его в общее домашнее хозяйство. Систему поощрений за чистоту и порядок тоже можно использовать и стандартизировать. Все старались – молодцы – в квартире порядок, можно сходить в кино всей семьей.

5.Совершенствование.

  Вот здесь, думаю, все понятно. К идеальному можно стремиться бесконечно. Всегда найдется то, что можно еще улучшить. Следите за собой, не давайте себе вернуться назад на точку отсчета.


Когда первые 4 «С»

выполняются, они становятся для вас новым способом работы. Вы должны придерживаться намеченного пути и не откатываться назад, к старым привычкам и методам. И совершенствуйтесь, находя все новые и новые способы сделать свою жизнь лучше.



В кайдзен существует принцип одной минуты. Это именно то, что помогает обмануть лень.  Суть этой методики в том, что человек начинает заниматься определенным делом ровно одну минуту, но каждый день и желательно в одно время.  И это идеальный способ начать хоть что-то делать в запущенной квартире.




Принципы кайдзен по большому счету ничего нового не открывают, они целиком основаны на здравом смысле и опыте. Применить их можно к любому аспекту жизни. Например, вы решили вести здоровый образ жизни или организовать бизнес -  5S Вам в помощь!

Другие системы наведения порядка:
флайледи (тут), метод КонМари (тут), анонимные лентяйки (тут).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Подпишитесь на обновления

Введите Ваш e-mail: